Принципы качественного клиентского менеджмента
Мы в «Аленте» очень серьёзно относимся к общению с клиентами. Стремясь к постоянному развитию, мы считаем одним из своих приоритетов качественный сервис. Как выстроить отношения с клиентами так, чтобы вас рекомендовали? Делимся своим опытом и секретами.
Мы в «Аленте» очень серьёзно относимся к общению с клиентами. Стремясь к постоянному развитию, мы считаем одним из своих приоритетов качественный сервис. Как выстроить отношения с клиентами так, чтобы вас рекомендовали? Делимся своим опытом и секретами.
Как найти «своего» клиента?
Обычно большую часть времени с клиентом общается прикреплённый менеджер. Так и у нас: мы закрепляем за каждым проектом отдельного специалиста, который управляет всеми работами над ним. Однако первый контакт происходит раньше, и сначала клиент ведёт переговоры с сотрудниками отдела заботы о клиентах (ОЗК). В нашей компании именно они обрабатывают все входящие запросы, выясняют задачи клиента и готовят индивидуальные предложения для их решения. Сотрудники ОЗК много общаются с клиентом лично, и в итоге они совместно приходят к выводу, стоит ли нам сотрудничать или нет.
Это изначально партнёрские отношения. Не только клиент нас выбирает, но и мы его. Некоторым мы вынуждены отказать. Например, мы по умолчанию не сотрудничаем с компаниями, которые занимаются производством и распространением алкоголя и табака или работают по тем принципам, которые мы считаем для себя неприемлемыми.
Здесь есть важный момент. Не нужно пытаться собрать в клиентской базе весь рынок. Важно понять, кто ваш клиент. И речь не про стандартные характеристики целевой аудитории, а про личные качества тех людей, с которыми вам предстоит работать. Например, мы сформировали психологический портрет «нашего» клиента». И в него входят такие качества, как наличие понятных и чётких требований к работе, готовность принимать ответственность за свои решения, умение слушать, понимание ценности наших услуг.
Совет № 1. Сформируйте портрет «своего» клиента.
Тёплый приём
Начало работы — волнительный этап и для заказчика, и для подрядчика. Чтобы сгладить все сомнения и улучшить эмоциональную сторону будущих совместных работ, стоит сделать два шага:
- Компенсировать недостаток информации с обеих сторон. В формате писем, телефонных переговоров, а лучше всего — личных встреч нужно обозначить ответственных лиц и с той, и с другой стороны. Также важно решить, каковы приоритеты в работе, какие действия требуют согласования, какой способ связи предпочтителен
и т. д. Все эти вещи должны быть зафиксированы в типовом документе, который будет под рукой у всех ответственных за проект. - Установить эмоциональный контакт. Кто не любит получать подарки? Наверное, таких людей нет. Ну, а мы любим их дарить. У нас есть фирменные открытки для начала сотрудничества и юбилейных дат совместных работ, стандартные подарки на общие праздники, индивидуальные подарки (которые мы придумываем всей командой) для дней рождения и других значимых дат клиентов. Чтобы помнить обо всех памятных датах, мы ведём карточки с информацией о клиентах и синхронизируем их с календарём.
Совет № 2. Сформируйте собственные ритуалы.
«Обнимаем» клиента
Обычно компания строит отношения по одному типу: если есть уважительное отношение к сотрудникам, то таким оно будет и к клиентам, и наоборот. Поэтому большое значение в клиентском сервисе имеет корпоративная культура. Спокойные люди, которые понимают, что от них требуется, определённо лучше работают и более приятны в коммуникации. Поэтому важно донести принципы экологичного общения до сотрудников и постоянно их соблюдать внутри компании.
Какие бы замечательные ни были у компании принципы, если сотрудник сам по себе замкнутый и грубый человек, то ничего не выйдет. Поэтому важно уделять большое внимание личным качествам нанимаемых сотрудников. Мы считаем, что научить человека можно чему угодно, но природной харизме и любви к общению не научишь. Поэтому обязательные качества для
Когда собирается команда с общими принципами, то действует синергия. Общие усилия координируются с целями клиента, его желания предугадываются. Находятся индивидуальные решения для сложных ситуаций. Например, в «Аленте» в период пика пандемии клиентам были сделаны особые предложения: исходя из анализа их деятельности было подобраны направления, которые команда готова развивать бесплатно. Мы понимали, что сложности испытывают абсолютно все, поэтому нам было важно поддержать бизнес клиента. Естественно, в ответ мы получили много слов благодарности, а некоторые клиенты впоследствии заказали эти услуги уже на платной основе.
Совет № 3. Всегда давайте больше, чем от вас ожидают.
Сохраняем баланс
Чаще всего в ответ на заботу и искреннее желание сделать продукт клиента лучше компания получает ответные позитивные эмоции. Но так случается не всегда. Иногда от нас требуют больше, чем это предусмотрено договором и личными соглашениями. Мы предпочитаем думать, что причина такого поведения — в недостатке информации, поэтому всегда идём на диалог. И чаще всего в его ходе ситуация разрешается. Несмотря на то что клиента нужно уважать, он не всегда прав. В ряде случаев имеет смысл это аргументированно объяснить.
Совет № 4. Не позволяйте клиенту нарушать условия партнёрства.
Правильно распределяем ресурсы
Иногда, несмотря на все старания, отношения не складываются. Они могут пойти не по тому пути как в самом начале, так и спустя
Совет № 5. Не бойтесь расставаться с клиентами.
И будет вам счастье
Как понять, что коммуникация с клиентом выстроена правильно? Может быть много показателей эффективности: увеличение «срока жизни» клиента, комфортное общение, финансовые показатели, наличие рекомендаций, хороших отзывов